О проблемах создания экспозиции Музея книги Национальной библиотеки Беларуси
В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникли при разработке концепции Музея книги Национальной библиотеки Беларуси (НББ), являются дискуссионными и требуют неординарных подходов и решений.
Проблема 1. Сочетание современной архитектуры здания и музейной экспозиции исторического характера.
Большое значение в создании благоприятной атмосферы в музее и усилении эмоционального воздействия имеет архитектура здания, где расположена музейная экспозиция. В Беларуси существует музей книги - Музей белорусского книгопечатания в Полоцке, размещенный в отреставрированном здании бывшей Братской школы – памятнике архитектуры конца ХVІІІ в. Здание, а также мебель, сделанная специально для музея, научные реконструкции мастерской переписчика книг, типографии, мастерской художника-графика, некнижные предметы в экспозиции (предметы быта, письменные принадлежности, предметы, связанные с созданием книг, фотографии, произведения живописи, графики и т.д.) создают историко-культурный контекст, атмосферу эпохи и настраивают посетителя на встречу с уникальными книжными памятниками, способствуют более глубокому восприятию и пониманию экспозиционного замысла.
Создание Музея книги НББ планируется в новом здании библиотеки, которое будет иметь современный вид и дизайн. При создании экспозиции необходимо стремиться установить гармонию и ликвидировать несоответствие между современной архитектурой здания и исторической экспозицией. Контрастность современности здания и древности музейных экспонатов необходимо использовать с пользой для будущей экспозиции музея. Для этого экспозиционеры должны тесно сотрудничать с художником, который предложит самостоятельную художественную трактовку видения истории в современном пространстве.
Проблема 2. Показ белорусской книги в общеевропейском контексте.
В экспозиции Музея белорусского книгопечатания в Полоцке, о котором шла речь выше, в хронологической последовательности демонстрируется исключительно белорусская книга. Задача Музея книги НББ представляется более сложной, так как в соответствии с принципами построения экспозиции планируется показать белорусскую книгу на фоне развития европейской книжной культуры. Необходимо создание такой структуры, где бы гармонически были соединены книги разных стран, были показаны национальная индивидуальность, а также культурные взаимодействия и взаимопроникновение.
Планируется наглядно представить уникальность белорусской книжной культуры и в то же время ее неразрывность с общеевропейской. С этой целью белорусская книга в экспозиции не будет обособлена в отдельный раздел, а будет представлена в общих хронологических разделах. Например, раздел «Палеотипы» будут представлять западноевропейские книги с 1500 по 1550 гг. В этом разделе почетное место будут занимать и книги белорусского первопечатника Франциска Скорины, оригиналы которых посетитель сможет увидеть в Беларуси только в будущем Музее книги НББ. При этом белорусская книга не должна потеряться в общих хронологических разделах, а быть выделена в экспозиции художественными приемами.
Таким образом, в экспозиции необходимо соединить два подхода: с одной стороны, включить белорусскую книгу как непосредственную участницу европейской культуры в один раздел с западноевропейской и русской книгой, чтобы не отделять, а наоборот, подчеркнуть роль белорусской книги в развитии мирового книгопечатания. Рядом с книгами известных западноевропейских книгопечатников Эльзевиров, Этьеннов, Фробенов, Плантенов разместятся книги их белорусских современников В. Гарабурды, П. Мстиславца, братьев Мамоничей, С. Соболя, М. Вощанки и др. С другой стороны, выделить белорусскую книгу в каждом из хронологических разделов, чтобы она не потерялась в них, и, таким образом, отделить белорусскую книгу, не вырывая ее из контекста общей истории книги.
Проблема 3. Показ национальной книги Беларуси в экспозиции.
Для Беларуси представление национальной книги в экспозиции – проблема особенно сложная, так как Беларусь является извечным пространством поликультурности. Большую часть своей истории Беларусь связывает с соседними народами. По этим причинам белорусам трудно идентифицироваться только с одной государственной и культурной традициями. Через участие в развитии традиций, которые переплетались между собой на протяжении веков, жители Беларуси были посредниками в распространении культурных влияний, которые шли с Запада на Восток или наоборот. Книга является свидетелем неразрывного межкультурного диалога белорусского с другими народами Европы. Таким образом, при определении понятия «белорусская книга» и показе ее в музейной экспозиции необходимо учитывать многие исторические и социально-культурные особенности.
Проблема 4. Интерпретация истории книги в экспозиции Музея книги НББ.
В истории книги существуют разные подходы и мнения исследователей в интерпретации тех или иных событий или личностей. Приведем несколько примеров, наиболее ярко иллюстрирующих существование разных интерпретаций истории книги:
· Иван Федоров считается русским, белорусским и украинским книгопечатником. Исследователи называют его родиной Москву, Новгород, Гастунь в Курском крае, Петкевичи в Беларуси. По мнению ученых, печатную деятельность Иван Федоров начал в анонимных типографиях Москвы. Некоторые исследователи считают, что он с Петром Мстиславцем изучали печатное искусство у себя на родине, в Беларуси;
· Существуют разные исторические теории, по-разному интерпретирующие имена деятелей книжного дела. Исследователи называют белорусского первопечатника Франциском, Францишком и Георгием. Настоящая фамилия Ивана Федорова, как считают некоторые белорусские ученые, – Иван Федорович.
В этой связи возникают многочисленные вопросы: возможно ли сосуществование разных методологических подходов к интерпретации истории в Музее книги НББ? Возможно ли в одном пространстве и времени продемонстрировать разные интерпретации истории книги? Экспозиция Музея книги является авторским произведением, произведением авторского коллектива? Как сделать экспозицию максимально объективной?
Считаем, что достичь полной объективности в экспозиционном показе невозможно, так как экспозиционер в любом случае вкладывает свой субъективный взгляд на исторические события. Однако экспозиционер должен стремиться к демонстрации разных подходов, что приблизит экспозицию к объективности.
Проблема 5. Показ книги в историческом контексте.
Книга в музее воспринимается в комплексе с другими духовными и материальными ценностями, созданными в тех же культурно-исторических условиях, что и сама книга. Многократно повторенная форма кодекса при всех стилистических отличиях переплетов, титульных листов, разнице форматов притупляет восприятие посетителя. Наличие некнижных экспонатов в музее книги необходимо для создания историко-культурного контекста, документирования процесса создания книги, характеристики эпохи и явлений культуры. Будущему Музею книги НББ необходимы разнообразные предметы, связанные с процессами письма, чтения и создания книги.
Проблема 6. Выбор ведущего метода создания экспозиции Музея книги НББ.
Значительная часть музеев книги выбрали для своих экспозиций хронологическо-тематический принцип построения (Музей белорусского книгопечатания в Полоцке, Государственный музей книги и книгопечатания в Киеве, Музей книги в Ждяр на реке Сазаве в Чехии и др.). Музей книги Российской государственной библиотеки в Москве построил свою экспозицию по проблемно-тематической структуре.
Для Музея книги НББ предлагаем использовать в качестве ведущего метода коллекционный, или систематический метод. В экспозиции Музея книги НББ систематическим методом будут представлены следующие коллекции:
· рукописи;
· инкунабулы;
· палеотипы;
· западноевропейские старопечатные книги;
· кириллические старопечатные книги;
· книги XIX – ХХ вв.
Этот метод предлагается в качестве ведущего в экспозиции Музея книги НББ, так как, во-первых, сам характер фонда отдела требует придерживаться этого метода (книжные коллекции уже составлены по хронологическому принципу), во-вторых – экспозиционные комплексы будут состоять большей частью из однородных предметов – книг.
Однако этот метод не предполагает сухую академичность в экспозиционной демонстрации. Экспозиция – это творческий процесс, и в одной экспозиции могут быть использованы одновременно разнообразные методы. В качестве промежуточных методов внутри коллекционного будут апробированы другие методы, например:
– выделение в хронологическом разделе «Западноевропейская книга эпохи Возрождения» тематических блоков, посвященных наиболее известным книгопечатникам: Альду Мануцию, Энри Этьену, Кристафу Плантену, Ладевейку Эльзевиру и др.;
– выделение внутри раздела «Палеотипы» отдельного тематического блока «Франциск Скорина – белорусский и восточнославянский первопечатник». Книги Ф. Скорины можно выделить как центральные экспонаты и дополнить тематический блок разнородными предметами (изобразительными материалами, копиями документов и др.).
© Сапега Т.А., 2004