Стефанович А.В.

 

Библиотечное собрание князей Радзивиллов в контексте Европейской культуры  (по фонду ЦНБ НАН Беларуси)

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед исследователями духовной культуры, является не только сохранение и описание документальных старопечатных и рукописных  памятников, но и их пропаганда.

В настоящее время в отделе редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси) хранятся старопечатные и рукописные книги  XV -- XVIII вв., а также книжные раритеты XIX – первой четверти XX в. Фонд отдела включает в себя уникальное книжное собрание Несвижской ординатской библиотеки князей Радзивиллов, перешедшее в собственность ЦНБ НАН Беларуси в 1940 г., и являющееся одной из наиболее ценных коллекций  фонда.

Историю формирования Несвижской ординатской библиотеки можно проследить начиная с XVI в. Неоднократные пожары, войны, конфискации радзивилловских собраний негативно сказались на их сохранности. К сожалению, до сих пор нет целостного описания  сохранившихся коллекций. Разрозненные их части хранятся в библиотеках Польши, Литвы, Финляндии, России, Беларуси и являются объектом пристального внимания и специального исследования книговедов, археографов, архивистов и библиотечных работников.

К истории становления и формирования частновладельческого книжного собрания Несвижской ординации имеют непосредственное прямое и косвенное отношение Радзивиллы разных родственных ветвей. Поэтому необходимо сначала определить, кто в Несвиже был первым основателем этой уникальной библиотеки.

Радзивилл Николай I (1440 — 1509 гг.), канцлер Великого княжества Литовского (ВКЛ), с 1482 - 1486 гг. -- наместник смоленский, с 1486 г. --  каштелян трокский, наместник новогрудский и белзский. С этого времени начинается его блестящая карьера. Он был одним из влиятельнейших лиц ВКЛ, с 1491 г. воевода виленский и канцлер ВКЛ, участник всех важнейших событий тех лет.

От сыновей Радзивилла Николая I род разделился на три линии:

I. Старшая — гоняндзко-медельская от Радзивилла Николая II (1470 — 1521), имевшая владения на Подляшье, угасла в мужском поколении в 1542 со смертью Яна Радзивилла (1474 — 1522). Николай II получил в 1518 г. титул князя Римской империи, который в 1547 г. был распространён на весь род Радзивиллов.

II. Средняя — несвижско-оликская от Яна Радзивилла (1474— 1522), поделившаяся затем ещё от трёх братьев на три линии: 1) несвижскую от Николая Крыштофа (Сиротки) Радзивилла (1549 — 1616); 2) клецкую от Ольбрехта Радзивилла (1558 — 1593) и 3) оликскую от Станислава Радзивилла (1559 — 1599).

 Эти три брата в 1586 году создали несвижскую, клецкую и оликскую ординации (майораты).

I ординат Несвижский - Николай Крыштоф Радзивилл Сиротка (1549 – 1616),

II ординат Несвижский - Ян Юрий Радзивилл (1588 – 1625),

III ординат Несвижский - Альбрехт Владислав Радзивилл (1589 – 1636),

IV ординат Несвижский - Жигмонт Кароль Радзивилл (1591 – 1642),

V ординат Несвижский - Александр Людвиг Радзивилл (1594 – 1654),

VI ординат Несвижский - Михаил Казимир Радзивилл (1635 – 1680),

VII ординат Несвижский - Юрий Иосиф Радзивилл (1668 – 1689),

VIII ординат Несвижский - Кароль Станислав Радзивилл (1669 – 1719),

IX ординат Несвижский - Михаил Казимир Радзивилл Рыбанька (1702 – 1762),

X ординат Несвижский – Кароль II Станислав Радзивилл (по прозвищу Panie Kochanku) (1734 – 1790),

XI ординат Несвижский - Доминик Хиероним Радзивилл (1786 – 1813),

XII ординат Несвижский - Антоний Генрих Радзивилл (1775 – 1833),

XIII ординат Несвижский - Фридрих Вильгельм Радзивилл (1797 – 1870),

XIV ординат Несвижский - Антоний Вильгельм Радзивилл (1833 – 1904),

XV ординат Несвижский - Юрий Фридрих Радзивилл (1860 – 1914),

XVI ординат Несвижский - Антоний Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935),

Последний, живший в родовом имении, XVII ординат Несвижский -- Леон Владислав Радзивилл (1888 – 1959).

III.  Младшая — биржанско-дубинская от Юрия Радзивилла  (1480 — 1541), закончившаяся в мужском поколении в 1669 году со смертью Богуслава Радзивилла (1620 — 1669). Последние представители этой линии Януш Радзивилл (1612 — 1655) и Богуслав Радзивилл (1620 — 1669) в середине XVII века пытались создать на территории Новогрудского воеводства отдельные княжества под протекторатом Швеции или Бранденбурга.

Многие из несвижских Радзивиллов были потомственными библиофилами и часто приобретали интересующие их книжные раритеты предшествующих столетий. В жанровом и языковой отношении в собраниях Радзивиллов преобладают западноевропейские книги. В основном – это  печатные издания. 

Как представители политической элиты своего времени, Радзивиллы уделяли большое внимание изучению политических и правовых систем Польши и других европейских государств, принимали активное участие в религиозных дискуссиях, военном деле, а также живо интересовались новинками художественной литературы.

В книжном собрании Радзивилловско-Несвижской  ординации широко представлены книги по истории Западной Европы и ВКЛ, переводные издания классиков античности. В коллекции имеются книги, относящиеся к точным наукам, литература по географии, языкознанию, искусству и культуре. Несомненно, особую ценность представляют прижизненные  издания классиков художественной литературы, философов, деятелей общественной и политической жизни XVII — нач. XX века, документальная проза XIX века.

Наряду со светской литературой данное книжное собрание включает значительное количество книг  теологической направленности.

Также широко представлены в  коллекции этого собрания ценные издания, отражающие отдельные стороны повседневной жизни среднего класса, экономики, статистики, социологии, юриспруденции и военного дела XIX XX вв.

Поскольку охватить вниманием все книжные собрания, имевшиеся в многочисленных имениях Радзивиллов, в рамках одного доклада не представляется возможным, речь пойдет лишь о последней уцелевшей книжной коллекции, хранившейся в Несвиже до 1940 года.

Первое упоминание о книжной коллекции Радзивиллов Несвижской ординации относится  к XVI веку. С этого момента и на протяжении всей истории существования Несвижской библиотеки она притягивала к себе внимание ученых, исследователей.

Начиная с первого официального ордината Несвижа – Николая Крыштофа Радзивилла Сиротки (1549 – 1616) и до последнего 17 ордината Радзивилла Леона Владиславовича (1888 – 1959), комплектование фондов  библиотеки Несвижской ординации велось не всегда постоянно и равномерно.

Это книжное собрание по сути было частновладельческой коллекцией, но по своей функциональной принадлежности оно играло роль государственного книгохранилища в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ).

Библиотека Несвижской ординации Радзивиллов в культуре Беларуси занимает особое место. На протяжении  всей истории существования (с сер. XVI до нач. XX в.) это частновладельческое книжное собрание было одним из богатейших в Беларуси. Уже в начале XVII века архивное делопроизводство в Несвиже было доведено до совершенства. Реестр Несвижской библиотеки, принадлежавшей в то время маршалку Людвигу Радзивиллу, позволяет определить значимость и ценность книжных собраний, установить их объём (более 700 томов, в том числе и конволютов). 

В середине XVII века основная часть Несвижской библиотеки была просистематизирована в 30 отделах. Основополагающие принципы формирования библиотеки Несвижской ординации не претерпели каких-либо изменений вплоть до первой четверти XX века. Даже  такие важные исторические события XVI – нач. XX в., как формирование и распад государственности  Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, полонизация, руссификация не повлияли на саму концепцию его комплектования. Шесть отделов охватывали церковную и богословскую литературу, восемь – печатные книги и манускрипты, собранные по языковому принципу (английские, немецкие, польские, французские, итальянские, латинские, русские и на других европейских языках), шесть – "свободные науки" или искусства. Самым богатым по численности  представленных книг и рукописных сочинений был отдел истории. Его дополняли отделы церковной истории, а также истории Польши и Великого Княжества Литовского. Относительно большими были книжные отделы по: политике, праву, полемической литературе и поэзии. Двадцатый отдел отличался разнообразием книг на различных европейских языках. Менялись владельцы, распадалась и вновь собиралась библиотека, но основные принципы,  заложенные  при ее основании, оставались неизменными.

Уникальность Несвижской библиотеки заключается в том, что книги из этого собрания не были музейными экспонатами. Ими постоянно пользовались люди, находившиеся не только в родстве с Радзивиллами, но и мелкие шляхтичи. Оставленные на книгах многочисленные пометы (маргиналии), экслибрисы, печати-штемпели подчёркивают живой интерес к библиотеке как к "государственному книгохранилищу", чем она по своей сути и была, и остается до сегодняшнего времени. Доступ к работе с книгами Несвижской библиотеки был свободен для многих образованных людей того времени.

Кроме Несвижской библиотеки крупные книжные собрания имелись и в других владениях Радзивиллов: Долятичах, Биржанах, Кейданах, Любче,  Слуцке,  Клецке.

Большая библиотека в конце XVI — первой половине XVIII в. принадлежала Биржанской ветви Радзивиллов. Внушительные книжные  собрания размещались в родовых имениях. В сохранившемся реестре Биржанской библиотеки, составленном в 1710 г., подавляющее большинство изданий относится к тому времени, когда формировалось основное ядро книжных собраний кальвиниcтской линии Радзивиллов (вторая половина XVII в.). В целом же в середине XVII в. оно насчитывало более 2000 отдельных изданий и конволютов. Здесь широко была представлена античная, ренессансная, реформационная литература, исторические, юридические, соймовые, картографические и географические издания.

К середине XVII в. радзивилловская коллекция Несвижской ординации насчитывала более 14 тысяч томов. К концу XVIII в. она имела свыше 24 тысяч книг по разным отраслям знаний на различных европейских языках.

В 1772 г. из Несвижа была вывезена значительная часть книжной коллекции. Это собрание было доставлено чиновником А.П.Бибиковым в Санкт-Петербург и передано в распоряжение Академии наук; причем в разное время из нее была выделена часть книг и передана в другие  учреждения Российской империи. В середине XIX века основная часть из библиотеки  Несвижской ординации была введена в фонд Академической библиотеки России, где и хранится до настоящего времени.

Книги из библиотеки Несвижской ординации Радзивиллов,  хранящиеся в ЦНБ НАН Беларуси (условно мы ее называем «Библиотека Несвижской ординации Радзивиллов 1940 г.»), по всей вероятности, не имеют ничего общего с коллекциями библиотеки, существовавшими до второй половины XIX века. Это книжное собрание, предположительно, было образовано позднее, уже во второй половине XIX века [1880] АнтоноиемРадзивиллом. Значительная часть  книг этой коллекции была закуплена во Франции, о чем свидетельствуют сохранившиеся геральдические экслибрисы библиотеки Несвижской ординации Станислава Радзивилла с вклеенным ярлыком на французском языке.

Часть уцелевшего инвентарного каталога этой библиотеки в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Беларуси под инвентарным номером Ф. 091/239 (Catalogue de la biblioteque de Jon Allesse la Princesse Antonine Radziwill  Nieswiez) и тем самым подтверждает это предположение.

 Библиотека Несвижской ординации Радзивиллов регулярно пополнялась до 30-х гг. ХХ в. Выявленная последняя датированная запись отмечена 27 апреля 1938 года.  

В начале 1940 г. книжное собрание было вывезено в Минск и по акту передано Библиотеке Академии наук БССР. Обработать и ввести в фонд всю книжную коллекцию помешала Великая Отечественная война. Во время войны книжное собрание Радзивиллов было вывезено в Германию. После капитуляции Германии начался процесс возврата похищенных культурных ценностей. Эшелон с книгами, возвращенными Беларуси по репарациям, прибыл в Минск в 1945г. и был раскомплектован. Книги из библиотеки Несвижской ординации Радзивиллов собранные в XIX – пер. пол.  XX в. (1940 г.), имевшие печати академической библиотеки БССР вернулись на прежнее место хранения, а остальные были разделены  между Национальной библиотекой БССР им.В.И.Ленина и Правительственной библиотекой.

Это книжное собрание является основной и наиболее ценной коллекцией, существовавшей на территории Беларуси в XIX – первой половине XX века. Книги из этой знаменитой библиотеки относятся к разным книжным собраниям Радзивиллов.

Уцелевшая книжная коллекция Несвижской  ординации Радзивиллов из фондов ЦНБ НАН Беларуси по своему составу, хронологии и содержанию уникальна в истории книжной культуры Беларуси. Она охватывает многие отрасли знаний, как гуманитарного, так и естественнонаучного характера.

Историю развития и формирования последней Несвижской библиотеки (1940 г.) можно проследить по геральдическим знакам, именным экслибрисам Радзивиллов Несвижской ординации, печатям-штемпелям, сохранившимся  на книгах из этого собрания. Значение личного геральдического экслибриса заключается в том, что он указывает факт принадлежности книги конкретному лицу, как, например, экслибрисы Антония (1832 –– 1904) и Ежи (1869 –– 1914) Радзивиллов и др. На помощь изучению истории фондов Несвижской  библиотеки приходит палеография, авторские пометы или заметки дневникового характера на форзацах книг или на любом свободном месте в начале или в конце книги. Пометы-записи иногда зачеркивались или просто заклеивались экслибрисом последнего владельца книги. В фонде ЦНБ НАН Беларуси таких книг много и, как правило, они в основном приклеивались к изданиям XVI –– конца XIX вв., на изданиях же  начала XX столетия именные экслибрисы встречаются редко.

Часть книг XIX века имела  не только вклеенные экслибрисы, но и супер-экслибрисы.  В XX веке их заменили на печать-штемпель красного цвета двух форм: круглой и овальной. Немалую часть Несвижской коллекции составляют книги с геральдическими экслибрисами, которые лишены фамилии конкретного владельца и снабжены только родовым гербом. Например, на экслибрисе под геральдическим знаком написано: "Biblioteka Ordynacji Nieswieskiej" или "Biblioteka Zamku Nieswieskiego"," BIBLIOTEKA ORDYNACYI BIRZANSKIEI". Такие книжные экслибрисы являлись паспортом персонального книгохранилища, символом династии и подчеркивали принадлежность экземпляра не кому-либо из членов семейства, а  магнатскому роду в целом, со всеми его многочисленными нисходящими и восходящими ветвями.

Многие издания, помимо экслибриса, имеют рукописные пометы, печати-штемпели, в том числе лиц, которые не были связаны с Радзивиллами родственными узами. Отдельные книги  содержат несколько экслибрисов или печатей-штемпелей, указывающих на то, что они могли быть подарены или куплены в букинистических магазинах, книжных лавках, что вполне вероятно, учитывая неоднократные потери и хищения как единичных экземпляров, так и всего книжного собрания (1772 г.). На многих книгах, помимо геральдической символики, стоят инвентарные номера, которые первоначально относились к другим библиотекам, не принадлежащим Несвижской ординации. Некоторые книги имеют  вклеенные листы,  интересные  многочисленными записями, сделанными  на форзацах этих книг. В зависимости от текста, эти рукописные записи подчеркивают особенность и значимость для общественной культуры данного экземпляра и могут использоваться как дополнительный материал в исследовании книжной культуры.

Анализ многочисленных помет, владельческих и иных записей в книгах, а также исследование экслибрисов дает нам основание предположить, что Библиотека Несвижской ординации (1940.) как цельная книжная коллекция состоит из разрозненных частных библиотек Радзивиллов таких как: библиотека орднации Несвижской, библиотека замка Несвижского, библиотеки Станислсва, Ежы и Иеронима Радзивиллов, принцессы А.Радзивилл и библиотека ординации Биржанской.

 Эти сведения помогают нести  в реконструкции уцелевшего книжного  собрания  Несвижской ординации Радзивиллов

В настоящее время в фонде отдела редких книг и рукописей ЦНБ НАН Беларуси выявлено более 3 тысяч экземпляров книг. Из них научно описано более половины. Хронологические рамки определяются  XV --  40 годами XX века.

         XV  век – 1 единица;

         XVI  век – 49 единиц прошедших научное описание;

         XVII  век – 134 единицы прошедших научное описание;

         XVIII  век – 901 единица прошедших научное описание;

         XIX  век – 1219 единиц прошедших научное описание;

         XX  век – 416 единиц прошедших научное описание.

От общего числа книг этой коллекции практически каждая третья книга имеет рукописные пометы в процентном соотношении это выглядит так:

         XVXVI века --  70 % книг имеют рукописные пометы;

         XVII век --  55 % книг имеют рукописные пометы;

         XVIII век --  50 % книг имеют рукописные пометы;

         XIX век -- 35 % книг имеют рукописные пометы.

         Первая половина XX века -- рукописные пометы имеют не более  15 % книг.

95 % от общего числа книг этого собрания представляют собой издания западноевропейских типографий, практически на всех европейских языках. Больше всего книг на старо-польском и польском языках – около 35 %, на латыни – около 15 %, на немецком -- около 15 %,  на французском – а также около 15 %. Книги, изданные на английском языке составляют не более 5 %, на русском языке  не превышают 1 % от общего числа книг.

         Книги с маргиналиями и авторскими пометами несут в себе дополнительную информацию, как общего, так и частного характера. На многих книгах из этого собрания есть печати –штемпели, экслибрисы, супер-экслибрисы и многие другие особенности экземпляров, как относящиеся, так и не относящиеся к роду Радзивиллов. Такие книги ценны еще тем, что служат дополнительным материалом в раскрытии исторических фактов как личного свойства (заметки на полях книг --  диалог читателя с автором), так и происходящих в данное время социально значимых событий.   

Как уже отмечалось выше, книги с рукописными пометами представляют собой особую ценность для исследователей не только национальной книжной культуры, но и европейской. В функциональном отношении пометы-записи можно разделить на авторские и владельческие.

 Авторские записи являются своеобразным дополнением к напечатанному материалу и, впоследствии, могут послужить поводом для переиздания последующих дополненных и переработанных изданий. Все авторские записи имеют временную связь. Они ограничиваются годами жизни автора, средняя продолжительность которой не превышает 55 – 65 лет. Когда в книге находятся недатированные авторские пометы, с относительной погрешностью  можно говорить о творческом периоде  жизни автора: условно от 55 – 65 лет отнимаются первые 15 – 20 лет, которые были потрачены на воспитание и образование, и речь может идти о 30 – 40 годах творческой жизни автора. В этих временных рамках можно определить период, когда были сделаны авторские записи, если годы жизни автора не установлены.

Понятие «владельческие записи» шире понятия «авторские записи». Доказательством этого могут служить многочисленные записи, сделанные в книгах с момента их выхода из печати. Часто владельческие записи, сделанные в разных столетиях разными людьми, датированные и недатированные, могут дать современным исследователям более ценную информацию, чем содержание самой книги. Поэтому записи-пометы, будь то авторские или владельческие, несут в себе ценнейший исторический материал для опровержения или подтверждения научных гипотез.

Самое раннее издание из сохранившейся коллекции Несвижской ординации, имеющее рукописные пометы, -  Duranti Guilelemus. Rationale divinorum officiorum. Argentina. Strassburg, 1484. Владельческая надпись, датируемая 1635 годом [7, F.1], гласит: Casimirio Spaczewski. На полях этой книги имеются многочисленные пометы дневникового характера, не поддающиеся прочтению. Они не датированы, написаны тем же почерком, черными чернилами [7, F.52], что и датируемая запись на титульном листе.

Многие владельческие записи-пометы на книгах сделаны самими Радзивиллами. Например, дарственная надпись на польском языке в учебнике для детей 1851 года сыну Юрию Радзивиллу (1860 – 1914) от   отца Антония Радзивилла (1833 – 1904): “Ежи Радзивиллу! 11 января 1866 г.от своего любимого папы. “ [8].

В книге Богослужений … Петербург, 1899 [15], изданной на польском языке, сделаны многочисленные записи Леона Владиславовича Радзивилла  (1888–1959), посвященные Богослужению: множество молитв, написанных от руки.

Особую группу представляют книги из Несвижского Бенедиктинского монастыря и Иезуитской коллегии. Наибольший интерес представляют прижизненные издания, которые внесли вклад в пропаганду европейской культуры. Все они имеют владельческие записи, указывающие на тесные контакты Радзивиллов с авторами этих книг: Яном Пошаковским (Poszakowski, Jan) (1684 -- 1757) [19], [19, T.5, S.1];  Иоанном Брициусом (Briccius Joannes) (1654 – 1710), Мартином Лашчем (Łaszcz, Marcin) (1551 – 1615) [13], Фридрихом Баумайстером (Baumeister, Friedrich Christian  (1708 – 1785) [19, Т.5, С.1], Петром Калишевским (Kaliszewski, Piotr Celestyn) (1724 – 1767) [10].

Остановимся на некоторых изданиях из этой коллекции, датированных XVIXVIII вв. Так, книга Лашча Мартина (1551-1615) Вечерня евангелическая в защиту [протестантской] вечериив Вильне в типографии Даниэля Ленчицкого в 1594 г.; Яна Потоцкого Очерки истории и географии Скифии …  в 4-х томах издана в Брауншвейге в 1796 г. Книга имеет художественный переплёт;  Куропатницкий Еварэст Анджей (1730-1788) Ведомость о [клейнте] шляхетским, также гербов домов шляхетских в Королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском … издано в Варшаве в 1789 г., в 4-х частях, имеется полистная  запись: Сия книжица есть собственность из числа книг Ивана Петра Мартина Андрея Порутчика воеводства Троцкаго сына Богдановича Дворжецкаго куплена в Вильно 1790 году месяца июля 30 дня ценою два рубля российских денег мною же самим у монастыре отцов или монахов пиярами памянуемых в лавке книгопечатания того ордина отцов для общей пользы к ежечасному потреблению и выгоде благородных не польского шляхетства дворянпожалованных монаршими грамотами тем преимуществои драгоценным то есть гербам [12. С.2-142]. Книга Завадского Казимира (1647-1691) История тайн или летописей … Франкфурт, 1699 г., издание  имеет художественный переплёт,  на фронтисписе -- гравюра на меди.

На одном из сохранившихся прижизненных изданий Петра Скарги (1536 – 1612), основателя и первого ректора Виленской иезуитской академии (1579 – 1584), основателя Полоцкой иезуитской коллегии, активного сторонника контрреформации, автора многочисленных религиозно-политических произведений, с 1588 года придворного проповедника Зигмунта III Вазы, в книге Zawstydzenie nowych ariaów y wzywanie ich do pokuty, y wiary Chrzesceianskich, od x. Piotra Skargi ...  Kraków, 1608 на титульном листе имеется рукописная запись, к сожалению, не датированная [20].

На многих книгах, относящихся к этой группе, владельческие записи датированы  1758, 1768, 1868, 1876, 1811 и т.д. годами.

Большое количество книг этого собрания ранее принадлежало другим владельцам, проживающим не на территории ВКЛ, а в западной Европе. Эти люди не были связаны с Радзивиллами родственными узами. Эти книги сохранили записи их владельцев. Они раскрывают и указывают на культурное взаимообогащение частных книжных собраний белорусской и европейской знати. Среди них книги из западноевропейских  частновладельческих библиотек: Леопольда Хуберда (Leopold Huberd) (1832 – 1884) [16]. (В одной из книг его библиотеки, хранящейся в библиотеке Несвижской ординации, имеется датированная надпись  "Karnowski R.1819") [5]; Прусиновского (Prusinowski); Александра Здановича (Aleksandra Zdanowicza) [3]; Васовского (Stanislaw Wasowski); И.А. Залвского (I.A. Zalvski) [21]; Катаржины Шилинговей-Пулковниковей (Pani Katarzynа Szylingowа Pułkownikowa) [6]; Габриэля Томашевича (Gabrielis Tomaszewicz); [11]; Иосифa Новицкого (Josephi Nowicki) [9]; Якоба Бернатовича (Jacobi Bernatowicz) [14]; Александры Корсак (Alexandrа Korsak) [21]; библиотеки ординации Красиньских (B-ka ordinacji Krasińskich) и многих других известных людей Европы.

 XIX век широко представлен книгами не только исторического содержания, но и переводными изданиями классиков античности: Гомера, Сапфо, Анакреона, Ариона, Гераклита, Аристотеля, Софокла, Аристофана и многих других. Интересны труды историков того времени: Палача "История Рима" Прага, 1866, издана на немецком языке готическим шрифтом, "История Чехии" Прага, 1864, издана на немецком языке готическим шрифтом, Бобровича Яна "Описание историко-статистическое великого княжества Познаньского" (Лейпциг, 1846, издана на польском языке). Прижизненное издание Карамзина Н. "История государства Российского", в переводе на польский язык Бучинского. Последний 12 том вышел после смерти автора.

В коллекции имеются также книги, относящиеся к точным наукам: Сборник задач и упражнений по математике  (Берлин, 1846); Йозеф [Чех] (Jozef Cztch) "Евклид. Начальная геометрия" (Вильно, 1817). Книга имеет владельческие записи  Радзивиллов, датированные 1891 годом.

Представлена различная литература по географии: Раффи К. (Raffy C.) "Лекции по географии" (Париж – Тулуза, 18[..],); Риттера К. (Ritter Carl) "Всеобщая сравнительная география" (Берлин, 1817); Мерлекера К. Ф. (Merleker Karl Friderich) "Мировая география" (Лейпциг, 1848). Журнал Вокруг Света (Лейпциг, 1861, на французском языке, с гравюрами [Доре Г.]) и др.

Большой интерес вызывают книги и учебники по филологии: "Английская грамматика" (Лондон, 1868) Мюррейя (Murray Lindley). На книге имеется владельческая запись Радзивиллов, датированная 1877 годом. "Немецкая грамматика (С.-Петербург, 1820, на немецком языке готическим шрифтом) Райнбеда (Reinbed); Рофта Ф. (Roft Frielr) "Греческая грамматика."  (Буттенген, 1841, на немецком языке, готическим шрифтом, имеет владельческую запись Антония Радзивилла от 22.02.1879 г.); Мичковского Йозефа "Грамматика языка польского" (Познань, 1825); "Новый словарь немецко-польско-французского языка" (Вроцлав, Т.1 -- 2, 1820); Мюллера С. (Muller Stanislaw)  "Польско-русский словарь" (Т.1-3 . Вильно, 1829); "Словарь языка польского". Под редакцией Яна Карловича, Адама Кринского и др. Варшава, Т.1 -- …; 1900 -- …; Шульца Отто "Латинская грамматика" (Берлин, 1839 г., на латинском и немецком языках готическим шрифтом) и другие ценные издания.

В собрании Несвижской ординации немало книг по западно европейскому искусству и культуре того времени, в частности, уникальное издание Давильера (Ch. Davillier) "Испани" (Париж, 1874. С 309 гравюрами Г.Доре); "Каталог коллекций медалей и монет [польских] " В 3-х частях. (С.-Петербург-Краков, 1880, на французском языке); Луиса Кохлера и Ричарда Шмидта (Louis Kohler und Richard Schmidt)  "Сонаты Бетховена." (Лейпциг-С.-Петербург, б.г. в книге имеются владельческие записи Радзивилов); Хьюго Ульриха (Hugo Ulrich) "Альбом увертюр" (Лейпциг-С.-Петербург) и др.

Несомненно, ценнейшими экземплярами библиотеки Несвижской ординации, указывающий на взаимосвязь европейской культуры с белорусской  являются прижизненные издания классиков художественной литературы и философской мысли Европы, а также документальная проза XIX века. Наиболее значимые среди них: полное собрание сочинений Вольтера  в 99 томах (1791—1792), прижизненное издание Гете И.В. "Из моей жизни." ([...], 1812); Шиллера Ф. Первое полное собрание сочинений. (Штутгарт, 1812). Первое полное собрание сочинений Кончевича Яна (Jаn Konczewicz) [Сборник] сказаний различных классических авторов о важнейших материях. (Т.1. Краков, 1806, на польском языке). Прижизненное издание Ромена Роллана "Жан-Кристоф" (Париж, т. 1-10, 1904-1912); Первое прижизненное собрание сочинений Сенкевича Г.  (Варшава, 1890); прижизненные романы Гюго В.; Пруса Б. "Первые рассказы", а также первое собрание сочинений Гумбольта В., выходившее в 1848 -- 1850 годы; Свифта Дж. "Путешествие Гулливера в незнакомый край" (Перевод на польский язык Яна Бобровича, Лейпциг, 1851.) Книга иллюстрирована 450 гравюрами. Книги Яна Крашевского (Kraszewzki J.I.) "Исторические повести" (Т.1 -- 3. Краков, 1880 – 1884). В 3 томе имеются владельческие пометы, датированные 1888 годом. А также "Записки из жизни Евы Фелинской" (Т.2. Вильно, 1856. Книга имеет владельческие записи, датированные 22.05.1930 г.,  на польском языке); Опика (Opic) "Сердечные рассказы" (В 4-х томах. Лондон, 1820); "Школа Правды" [Сборник] (Краков, 1802); Антония (Antonij) "Путешествие без цели" (Т.1 -- …, Варшава. 1824 – 18[..]. Парицера  "Исполнение желаний для детей" [Прага], 1804.

Наряду со светской литературой, коллекция включает издания  церковного содержания и книги по теологии: Дамбергера (Damberger) "История церкви и мира в средневековье" ([….], 1850,), "История церкви и мира в средневековье" ([….], 1852,.); Мартина "Учебник католической религии."  [….], 1831, "О власти духовной" (Варшава, 1820,) "Христианская этика или теология и мораль"  (Перевел на польский язык Ян [Контег]. Вильна, 1822). Делерта; (X. J.B. Delert) "История костела святого католического" (Познань, 1861) и др.

Интерес представляют издания, отражающие отдельные стороны повседневной жизни, экономики, статистики, социологии, юриспруденции и военного дела европейского общества на стыке XIXXX вв.: юридический журнал  "Право"; Список чинов и расположения прусской королевской армии на 1886 г. (Берлин, [1885]), имеется владельческая запись: "Ежи Радзивилл – Берлин: 1 января 1885 год; "Решения и отчеты из заседаний Академии наук" Том XXI (Краков, 1888, на польском языке); "Решения и отчеты из заседаний Академии наук". Том XXV (Краков, 1889, на польском языке). "Деятельность Речи Посполитой с начала XVIII в." (Познань, 1851, на польском языке) Морачевского (Moraczewskij). Его же "Деятельность Речи Посполитой с начала XV века." (Познань, 1846, на польском языке); "Об изменении кредитования"   (Варшава, 1820, на польском языке; имеет владельческие записи, датированные 1820 годом) Дунина Л. (Dunin) и др.

Итак, в книжной коллекции Несвижской ординации Радзивиллов, которая хранится в фонде ЦНБ НАН Беларуси, каждая четвертая книга имеет владельческие записи-пометы. Как уже отмечалось выше книги XVXVIII веков имеют многочисленные пометы, в изданиях XIX века таковых значительно меньше, а в книгах начала XX века, за редким исключением, они практически отсутствуют. Вероятно, это  было связано с тем, что в 30-е годы коллекция была закрыта для работы с ней исследователей.

Книги из частновладельческих собраний, снабженные многочисленными пометами, разного рода записями, способствуют наиболее полному и всестороннему изучению историко-культурного  развития общества. Книга как источник общения на протяжении своего существования была связующим звеном в общественно-политической и культурной жизни Радзивиллов. Она взаимообогащала людей разных эпох и мировоззрений, служила источником формирования книжной культуры и читательской среды.

Очевидно, что для исследователей европейской книжной культуры воссоздание уникальной библиотеки князей Радзивиллов в ее первоначальном виде является одной из главных задач. Для ретроспекции книжных собраний Несвижской ординации Радзивиллов в полном объеме, необходимо прежде всего создание единого электронного каталога. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость координации деятельности библиотек, музеев, архивов, общественных организаций, частных лиц по выявлению уцелевших фрагментов данной коллекции с поаследующим описанием.  

Надеемся, что со временем совместными усилиями мы сможем осуществить эту важную и сложную проблему.

 

 

Список используемых источников.

1.                 Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при Управлении Виленского учебного округа. Т. 1--14. - Вильна, 1867--1904. - Т.7: Собранный в Несвиже и изданный П.Гильтебрандтом: [Документы 1433--1764 гг.] – 1870 (ОБ 19 Ср. 42).

2.                 Biblia święta to iest Księgi Pisma świetego Starego i Nowego przymierza z źydowskiego i greckiego języka na Polski pilnie i wiernie przetłumaczone, a teraz podług Gdańskiego exemplarza przedrukowane. – Amsterdam, 1660 (ОБ 16-18 Нр.98).

3.                 Biblia święta to iest Księgi Starego i Nowego przymierza z źydowskiego i greckiego języka na Polski pilnie i wiernie przetłumaczone ... – Gdańsk, 1632 (ОБ 16-18 Нр.99).

4.                 Brictius J. Filii Mariae eorumque obligatio in gratiam eorum, qui se Beatissimae Virgini in  aliqua eius Sodalitate dicarunt, ...- Wilno, 1697 (Д 16-18 Нр.457)..

5.                 Cicero, Marcus Tullius Marka Tulliusa Cycerona o powinnaściach wszech stanów ludzi księgi troje przez Stanisława Koszutskiego przełożone y dostatecznemi przypiskami objaśnione. - Wilnie, 1766 (ОБ 16-18 Нр.2).

6.                 Czerniewski A. Strzały Jonathy słowa Boskie, nigdy się nie powracająct bez zbawiennego poźytku pod zaszćzytem Sapieźynskiey strzały ... - Wilno, 1728 (ОБ 16-18 Нр.165).

7.                 Durandus Guilelmus.  Rationale divinorum officiorum. -Argentina  [Strassburg], 1484 (Д 15 Cр.1).

8.                 Elementarz dla dzieci polskich. [Jurko],1851(Д 20 Нр.421).

9.                 Horn G. Orbis imperans. - /Leiden/, apud Felicem   lopes de Haro, 1668 (ОБ 16-18 Нр.81).

10.             Kaliszewski P. C. Historya celnieyszych y sławnieyszych traktatow między Europeyskiemi Mocarstwami różnemi czasami poczynionych. T.1-2. - Warszawa, 1764 (ОБ 16-18 Нр.251).

11.             Kojałowicz A.W. Historiae Lituanae Pars prior: de rebus Lituanorum Ante susceptam Christianam Religionem, conjunctionemque Magni Lituaniae Ducatus cum Regno Poloniae, libri novem. – [Gdańsk], 1650 (ОБ 16-18 Нр.40).

12.             Kuropatnicki E.A. Wiadomość o kleynocie szlacheckim, oraz herbach domów szlacheckich w Koronie Polskiey, i Wielkiem xięstwie Litewskim, ... Cz. 1-4. - Warszawa, 1789 (ОБ 16-18 Нр.44).

13.             Laszcz M. Wieczerza ewangelicka w obronie szafunku wieczerzy Ministrów wypisana. ... - Wilno, 1594 (ОБ 16-18 Нр.3).

14.             Lengnich G. Pacta conventa Augusti III, Regis Poloniarrum Magni Duci Lituaniae et Electoria saxoniae commentario perpetuo  (illustrata a Godofredo Lengnich D) Dantisci et Lipsiae - /Gdańsk  et Lipsk/, 1763 (ОБ 16-18 Нр.93).

15.             Naboźeństwo kościelne. Na niedziele i święta całego roku w przekł. pol. Obok z tekstemłat. / przez X.S.M. Kozłowskiego. – Petersburg, 1899 (Д 19 Нр.874).

16.             (Neugebauer, Salamon). Icones et vitae Principum ac Regum Poloniae omnium Adornatae atque Collectae a Salomone Neugebauero de Cadano. - Francofurti ad Moenum [Frankfurt a. M.], 1620 (ОБ 16-18 Нр.45).

17.             Orłowski K. Defensa Biskupstwa y Dyecezyi kijowskiey. – [Lwów], 1748 (ОБ 16-18 Нр.311).

18.             Polski słownik biograficzny / PAN. - Wrocław etc.: Ossolineum, 1987. - T.30/1-3.

19.             Poszakowski J.  Głos Pasterza Jezusa Chrystusa ... T.1-5, Wilno, 1736-1740 (ОБ 16-18 Нр.163).

20.             Skarga P. Zawstydzenie nowych arianow, y wzywanie ich do pokuty, y wiary Chrzesciańskiey, od x.Piotra Skargi Societatis Jesu. (Ktore iź chciał znieśc Pan Hieronym Moskorzewski. Znowu ie wydaie x. Jan Gurski), - Kraków, 1608 (ОБ 16-18 Нр.56).

21.             Starowolski Sz. Vita et miracula Servi Dei, Vincentii Kadłubkonis, Simone Starovolscio scriptore.  – [Kraków], 1642 (ОБ 16-18 Нр. 69).

 

Возврат на главную страницу

                                                                                                                                                    


© Стефанович А.В., 2004

 

Hosted by uCoz