Романова Н.И.

 

Книжное собрание П. П. Потоцкого в контексте исторических реалий

 

История России, Украины и Беларуси переплетена так тесно, что порой невозможно точно атрибутировать национальную принадлежность объекта культуры. Ярким примером может служить судьба коллекционера, библиофила, Павла Платоновича Потоцкого и его богатейшего собрания. Павел Платонович Потоцкий – потомственный дворянин, родился 12 декабря 1857 года в Просяниковке Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье уездного судьи.[1] Окончил Полтавский кадетский корпус, и уже на выпускных экзаменах показал блестящие знания истории. Трое его братьев -- Николай, Петр, Владимир, как некогда их предки, были офицерами, эту же профессию выбрал и Павел Платонович. В Петербурге он поступил в Михайловское артиллерийское училище, затем в академию, которую закончил в 1877 году. Еще совсем молодым офицером П.П. Потоцкий попал в действующую армию, был участником трех войн: русско-турецкой, русско-японской и первой мировой. В чине генерала был инспектором артиллерии в Петербургском военном округе.[2] На протяжении всей своей жизни Павел Платонович много занимался культурно-просветительской и научной деятельностью. Известность получил как военный историк, был одним из основателей Военно-исторического товарищества в России, публиковался в «Правительственном вестнике» и «Русском инвалиде», им изданы книги по истории артиллерии[3], а «Столетие российской конной артиллерии» (Спб., 1894) было напечатано в типографии Балашева юбилейным изданием. Как и его братья, Павел Платонович принимал деятельное участие в учреждении народного училища в родовом имении Потоцких, а также был почетным членом Полтавской ученой архивной комисии.[4]

Но главной страстью всей жизни Потоцкого было коллекционирование. Средства позволяли ему собрать своего рода музей. На протяжении 50 лет он усерднейше собирал все, что касалось военной истории, особенно лошадей и артиллерии. Его интересовала русская история, генеалогия, биографии.[5] К началу 900-х годов его библиотека уже насчитывала около 5 000 томов. Около 10 000 листов составляло его собрание литографий и гравюр, большинство на военные и исторические сюжеты, коллекционировались также виды разных городов России и Украины, лубок.[6] Особенно хорошо было подобрано все, что касалось не только любимой, но попросту обожаемой им Украины. Он собирал также фарфоровые чашки с военными украинскими сюжетами, виды Петербурга в гравюре, фарфоре и живописи. Лучшие букинисты Петербурга и антиквары Берлина, Лейпцига, Мюнхена, Парижа были его первыми знакомыми. Им была собрана достаточно большая библиотека, насчитывающая 13 тысяч книг, часть которых, по определению ленинградских экспертов 1926 года, имела исключительное значение как коллекция печатных материалов об Украине. В книжном собрании Потоцкого насчитывалось 408 названий  особенно редких и ценных книг. Множество книг были с автографами, среди которых: Шевченко, Костомаров, Капнист. Собрание военных книг насчитывало 763 названия, они содержали богатый иконографический материал, равного которому не было в Петербурге. В его коллекции находилось значительное количество географических атласов, гравюры, рисунки и фотографии. Особенное место в коллекции Потоцкого занимали рукописи: письма, подписи, печати, среди них: Богдана и Юрия Хмельницких, Мазепы. Собирались также архивные реликвии рода Потоцких, начиная с 17 в. [7]

После революционных событий 1917 года, которые застали Потоцкого в Петрограде, он добровольно передал власти весь свой капиталл: имение, ценные бумаги и вещи. В сентябре 1918 года революционными властями Павел Платонович был взят заложниким. В трудном  1919 году, по свидетельствам его друзей, он жил плохо и голодно, но свою коллекцию не распродавал. Только после долгих уговоров он стал отбирать дублеты и продавать в музеи города. С этого времени работал научным сотрудником Главного управления архивными делами, членом Совета военно-научного издательства, заведующим Ленинградским военным музеем. Средств на личные приобретения он уже не имел и собирал только для музейных фондов.

Еще дореволюции Павел Платонович мечтал организовать на своей родине музей. Поэтому в 1925 году, он обратился в Укрнауку с просьбой принять его собрание. Вскоре Потоцкий получил предложение из Украины передать Киеву все его собрание с тем условием, что будет создан из его вещей музей, а его назначат пожизненным директором этого музея. Такое предложение соответствовало самым заветным мечтам Потоцкого, и все вещи были перевезены в Киев. Это было огромное собрание, занявшее тринадцать вагонов. На полученный аванс он очень удачно успел приобрести часть книг прекрасной библиотеки великого князя Константина Павловича, попавшую на Александровский рынок. Этой покупкой Павел Платонович значительно пополнил свое замечательное собрание. Для коллекции Потоцкого в Киеве был отведен особый дом корпуса № 6 Лаврского заповедника. Директором был сам Потоцкий, и в письмах к друзьям-библиофилам он признавался, что полностью удовлетворен тем, что его собрание стало народным достоянием. В 1926 году на территории Киево-Печерской лавры организовывался Киево-Печерский историко-культурный заповедник. В основу фондов заповедника легла коллекция церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии. Значительно пополнялись фонды заповедника также за счет частных коллекций. В этом же году музей и начал свою деятельность. Экспозиция время от времени обновлялась новыми экспонатами, а к приезду в Киев К.Ворошилова Потоцкий открыл выставку редких книг по военному делу и рисунков разных родов войск , которые были в Киеве во время гражданской войны. В этот период Потоцкий напряженно работал над описанием своей коллекции, консультировал научных работников, проводил экскурсии, разыскивал и покупал новые экспонаты. Его добровольными помощниками были жена, внучка поэта Дениса Давыдова и её сестра. Имея множество положительных отзывов о работе музея как со стороны рядовых посетителей, так и руководителеей страны, можно было надеяться, что музею ничто не угрожает. Но в 1934 году нарком образования УССР Затонский издал указ об отмене решения коллегии Наркомобразования 1926 года, как имеющего антинародный характкр. Вся экспозиция коллекции, картины и библиотека  передавалась в распоряжение исторического музея. Затонский, однако уверял Потоцкого, что несмотря на анулирование соглашения, все останется как и раньше. И действительно, два пункта соглашения, что коллекция не будет расформирована, а её пожизненным хранителем останется автор, продолжали действовать до мая 1937 года, пока не был издан приказ Гринченко, исполняющего обязанности директора исторического музея, в котором запрещалось пропускать посетителей без особенных пропусков в экспозиционные помещения, а вход в музей из квартиры Потоцкого на втором этаже был закрыт. Библиотеку и художественное собрание Потоцкого следовало распределить по отделам. Затонский уклонился от помощи П.П. Потоцкому, заявив, что ничего не понимает в музейном деле. А для Потоцкого с переездом музея заканчивалось крахом дело его жизни. Письмо, адресованное руководителям республики, на некоторое время исправило ситуацию. Правительственная комиссия, которая была создана по вопросу музея Потоцкого, постановила сохранить коллекцию в целостности, согласно соглашению 1926 года и улучшить условия жизни Павла Платоновича. Но несмотря на это, травля продолжалась. Неравная борьба как за  целостность коллекции, так и за физическое существование коллекционера закончилась поражением. В 1938 году П.П.Потоцкий был осужден с конфискацией имущества, жизнь его трагически прервалась в Лукьяновской тюрьме на 81 году. Судьба музейной коллекции и книжного собрания повторила судьбу коллекционера. Часть книг была передана в Государственную историческуюбиблиотеку, часть была перевезена на улицу Прорезную и сдана в доход государства, часть -- в Национальный музей истории Украины, часть  -- в отдел редкой книги ЦНБ НАН Украины.[8] Документы, подтверждающие передачу книг, не найдены. Сохранились немногочисленные свидетельства, проливающие свет на судьбу книжного собрания, но все они сводятся к одному: книги Потоцкого только частично попали по назначению, в библиотеки, значительная же часть была разграблена оккупантами, местными книголюбами, часть погибла во время пожаров и бомбежек. Как известно, оперативный штаб Альфреда Розенберга занимался вывозом культурных ценностейочень активно, имел разветвленную сеть специальных команд. Музеи, библиотеки, Киево-Печерскую лавру айнзатцкоманда Розенберга разоряла варварски. Судьба фондов, вывезенных фашистскими оккупантами , остается неясной. Сложно однозначно ответить на вопрос, каким путем попали книги из библиотеки Потоцкого в Государственную библиотеку БССР им. Ленина. Для этого необходимо изучение архивных материалов[9], в том числе архива Розенберга, который хранится в Кобленце, Киеве и Москве. Российский Центр хранения историко-документальных коллекций (бывший Особый архив) осуществляет проект по созданию единого справочника о деятельности штаба Розенберга по трем архивам: Центра хранения историко-документальных коллекций, Центрального государственного архива Украины и Федерального архива в Кобленце (Германия, ф.R6). [10] Такой справочник поможет сделать поиск утраченного более адресным. Мы только предполагаем, как именно некоторая часть книг из музея Потоцкого оказалась в Минске. Опираясь на немногочисленные источники, мы попытаемся восстановить пути перемещения и возможное пересечение  киевских и минских книжных собраний. Вывезенные культурные ценности с территорий Украины и Беларуси находились в городах Верхней Силезии Ратиборе и Тропау (Racibory i Opawa) на двух самых важных транзитных складах.[11] Большую часть материалов фашисты перед отступлением эвакуировать не успели. В 1947 году в Минск, Киев и другие города специальным эшелоном была возвращена небольшая часть награбленного: 2500 ящиков с музейными экспонатами и книгами. Однако далеко не все удавалось найти и вернуть по назначению.[12]

Изучение истории и состава частных книжных коллекций является одним из направлений научной деятельности отдела рукописей, старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Беларуси (далее НББ). Работа по изучению коллекции Потоцкого только начинается, и поэтому пока мы не ставим своей задачей дать точные сведения о количестве хранящихся в НББ книг из собрания Потоцкого. В настоящее время просмотрена коллекция русской гражданской печати, картотека автографов и провененций отдела редких книг. Все найденные книги из библиотеки Потоцкого помечены владельцем. В первую очередь, это собственноручная запись на обороте титульного листа и мастичный оттиск: Павел Платонович Потоцкий. Екатеринг. пр., д. N 8. Встречается также фамилия и инициалы владельца, выполненные слепым тиснением. На титульных листах присутствует монограмма из двух перекрещивающихся латинских Р, а также запись «редка» и оценка:10, 15, 20, 25 р. (и т.д.) химическим карандашом. На многих книгах есть оттиски печати: НКО УРСР. Державна Історична Бібліотека м. Киів. Некоторые книги хранят на своих страницах пометы бывшего хозяина. Это рисунки на полях, подчеркивания в тексте, записи на форзацах, вырезки из периодических изданий с нужной информацией о книжных торгах. Все говорит о том, что книги читались, изучались, были любимы. Многочисленные пометы карандашом на «Кратком описании Киева…» Берлинского М. (Спб.,1820) свидетельствуют о пристальном интересе к изучаемому предмету. Внимательно читались такие издания как: Нарежный В. «Бурсак, малороссийская повесть» (М., 1824), Попов А. «История о донском войске» (Харьков,1824), Павловский А. «Грамматика малороссийского наречия» (Спб.,1818), Глинка Ф.Н. «Письма к другу с присовокуплением Исторического повествования: Зинобей Богдан Хмельницкой или освобожденная Малороссия» (Спб.,1816).

Некоторые книги хранят записи и экслибрисы прежних владельцев. На книге Татищева В.Н. « История российская» (М.,1768) запись: Библиотеки Ивана Потоцкаго. На «Кратком руководстве к познанию простых и сложных машин» (Спб.,1738) запись прилуцкого епископа Сафрония. На «Летописце» (М., 1781) оттиск печати: Собрание М.М.Нежданова. А вот книга «Столетие российской конной артиллерии» (Спб.,1894) была подарена Потоцким другу-библиофилу Дашкову, адъютанту Кавалергардского полка, а теперь хранится вместе с коллекцией бывшего хозяина. На книге автограф: Многоуважаемому Димитрию Яковлевичу Дашкову на добрую память. Автор. 21 марта 1898.

Работа по исследованию, изучению и описанию частных коллекций является своего рода возвращением культурных ценностей, возрождением имен их собирателей, она помогает исследовать историю создания библиотечных фондов, дает богатый материал для историков, культурологов. Особую важность приобретает библиографическая реконструкция частных книжных коллекций в контексте изучения культурных связей. Предлагаемая информация вводит в научный оборот неизвестные ранее сведения, дает фактический материал составителям сводных каталогов, расширяя тем самым границы информационного пространства.

 


 

[1]Потоцкий П.П. 4-я батарея лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. Спб., 1898. С. 194-195.

[2]Павловский И.Ф. Полтавцы: иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. С. 236-237.

[3] Павловский И.Ф. Краткий биографический очерк ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века. Полтава, 1912. С. 163-164.

[4] Труды Полтавской ученой архивной комиссии. Полтава, 1917. Выпуск 15. С.15.

[5] Шилов Ф.Г. Записки старого книжника. Мартынов П.Н. Полвека в мире книг. М., 1990. С. 36.

[6] Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М.,1904. С. 93-94.

[7] Лазаньска Т. Нащадок кишеньского сотника // Киівська старовина. - 1997. № 3. С. 133-143.

[8] Білокінь С. Музей Украіни. Збирка П.Потоцького // Украіна. Наука і культура. Киів, 2002. Вип. 31. С. 312-320.   

[9] Новікаў С.Я. Беларусь пад нямецкай акупацыяй у адлюстраванні матэрыялаў Федэральнага ваеннага архіва Германіі //Беларускі археаграфічны штогоднік. Мн., 2001. Вып. 2. С.270.

[10] Васильева Т.А. Документы трофейных архивов об архивной Россике // Проблемы зарубежной архивной Россики. М., 1997. С. 83. В 1968 году была перевеэена часть Федерального архива (IV отдел) из Кобленца во Фрайбург.

[11] Фрайтаг Г. Ахова помнікаў мастацтва ў амерыканскай зоне і палітыка рэстытуцыі // Вяртанне-3. Мн., 1996. С. 14.

[12] Бакуменко М.Н. Сокровища в огне войны. Мн., 1990. С.25.

 

Возврат на главную страницу


© Романова Н.И., 2004

Hosted by uCoz